Инфологика
на главную
 
(495) 231-48-28
Новости

Подписаться на RSS-трансляцию


BETT-2015
20 февраля 2015 

Евгений Козиоров, генеральный директор компании «Инфологика»

 

BETT-2015 Завершилась выставка BETT-2015, крупнейшая европейская образовательная выставка. Общепризнано, что BETT является индикатором тенденций использования информационных технологий в образовании, поэтому каждый год в столице Англии собираются все ведущие мировые производители учебного ИТ-оборудования и образовательного контента, представляющие свои достижения и инновации, а также приезжает множество педагогов, методистов, руководителей, представляющих весь спектр образовательных учреждений - от детских садов до университетов. В 2014 году выставка приняла 35044 посетителя из 113 стран мира.

Как и в обзоре BETT-2014 хочу поделиться своими субъективными впечатлениями от выставки, какие я отметил изменения, что увидел нового и интересного. Те, у кого нет времени, могут сразу перейти к выводам, которые приведены в конце статьи.

Как представителя компании, специализирующейся на интерактивном оборудовании и решениях для образования с его использованием, меня конечно прежде всего интересовало какие тенденции проявились на рынке интерактивного оборудования, тем более события происходившие на рынке в 2014 году, позволяли предположить, что в ближайшее время можно было ожидать существенных изменений.

Интерактивное оборудование в последние годы постоянно занимало самое заметное место на выставке. На ВЕТТ-2015 также было не менее двух десятков крупных производителей, на стендах которых были представлены как уже выпускаемые, так и новейшие модели интерактивных досок, интерактивных проекторов и интерактивных панелей.

Интерактивное оборудование на BETT-2015 Интерактивное оборудование на BETT-2015 Интерактивное оборудование на BETT-2015

 

Интерактивное оборудование на BETT-2015 Интерактивное оборудование на BETT-2015 Интерактивное оборудование на BETT-2015

Ведущие производители – Smart, Promethean , Hitachi всегда активно присутствовали на BETT, выделяясь огромными по российским меркам стендами, плюс с каждым годом все больше появлялось китайских производителей, и все крупнее становились их стенды.

В этом году, пожалуй, китайские производители отметились еще большим «размахом», в то время как мировые лидеры в этом сегменте сделали ставку на рационализм и максимальную эффективность своих выставочных площадей. Это вполне объяснимо, и причины мы сейчас поймем.

Резкая «смена вех» на рынке интерактивного оборудования

Чтобы понять, что произошло что-то весьма существенное, далеко ходить не надо. Заходим на стенд компании Sahara – европейского производителя, который регулярно участвует в BETT и в арсенале которого всегда было множество самых разнообразных интерактивных устройств. И что же мы видим?

Интерактивных досок – нет, интерактивных проекторов – нет. Из интерактива - только панели. Зато много.

Идем на стенды Promethean и Smart – та же картина. На стенде Promethean – одна-единственная доска, которая «жмется» где-то в углу, на стенде Smart Technologies – вообще ни одной. Все центральные места экспозиции и все внимание – полностью интерактивным панелям!

Интерактивные панели на BETT-2015Интерактивные панели на BETT-2015Интерактивные панели на BETT-2015

Интерактивные панели на BETT-2015Интерактивные панели на BETT-2015Интерактивные панели на BETT-2015

Красноречивая картина. Что это означает? Это означает, что ведущие производители приняли принципиальное решение, отныне максимальный приоритет - продвижению интерактивных панелей (IFD - Interactive Flat Display). С диагоналями 55-, 65-, 70-, 80-, 84 дюйма , с разрешением HD (подешевле) или FULL HD (подороже).

Думаю, что именно большими затратами на «перевооружение», а не только заметно возросшей конкуренцией со стороны китайских и корейских производителей, объясняются и более скромные, чем обычно, размеры стендов ведущих производителей интерактивного оборудования на BETT-2015.

На стендах китайских производителей и производителей второго ряда все основные типы интерактивного оборудования - интерактивные доски, интерактивные проекторы и интерактивные панели - были представлены в более или менее равной степени. Что представляется разумной и взвешенной политикой. Набранная за счет предыдущих лет инерция рынка, когда господствовали интерактивные доски, сохранится еще какое-то время, возможно несколько лет. Так что там, где образовательным заказчикам не по средствам будут интерактивные панели от ведущих производителей, китайские производители предложат привычные интерактивные доски по адекватной цене.

Итак, первый и, наверное, главный вывод: лидерство на рынке интерактивного оборудования переходит от интерактивных досок к интерактивным панелям.

Какие изменения произошли в сфере интерактивных досок и интерактивных проекторов?

Я заметил, что на многих стендах китайских производителей присутствовали доски и интерактивные проекторы, обозначенные ярлычками 10-Touch (10 касаний).

Многопользовательские доски на BETT-2015Многопользовательские доски на BETT-2015

Поскольку посетители не могли проверить к каким компьютерам были подключены доска или проектор - они были аккуратно спрятаны в стендовых конструкциях – трудно определенно сказать насколько эффективно отрабатываются такое большое количество касаний в реальных условиях, например с типовым компьютером/ноутбуком с процессором класса Intel i3.

Если отвлечься от технологий и обратить внимание на педагогические аспекты использования интерактивного оборудования, то магия 10-Touch уже не выглядит столь привлекательной. 10 касаний – это 5 одновременно работающих с доской человек, каждый из которых может использовать мультитач-жесты. Супер, поражает воображение! Если только не думать, что на практике одновременно работать с доской, не стукаясь друг об друга, могут разве что три человека, и то – дошкольников. Не говоря уже о том, что организовать осмысленную и контролируемую одновременную работу у доски трех человек - непростая задача для учителя или воспитателя. И плюс к тому, много ли вы видели интерактивных ресурсов, предназначенных для многопользовательской работы на доске?

Я не ретроград, но и не разделяю восторгов по поводу технологических «фишек», которые не подкреплены педагогическим содержанием. В то же время не стоит забывать, что благодаря интернету мировое педагогическое сообщество сейчас как никогда открыто и доступно, и большинство творческих педагогов предпочитает делиться с миром своими наработками, а не прятать их у себя в заначке. Значит можно не сомневаться, что и 10-«тачам» будет найдено достойное наполнение, это лишь вопрос времени.

Что касается интерактивных проекторов, то на сегодня они уступают в рыночной конкуренции интерактивным панелям, технология панелей представляется и проще, и удобнее. Для панелей проще обеспечить как просто «сенсорную» функцию (управление пальцем, без необходимости использовать специальный маркер), так и мультитач с бОльшим количеством касаний. Панель гораздо удобнее в работе. Меньше вероятность «артефактов» при многопользовательской работе. При установке интерактивного проектора, в частности отдельно устанавливаемого на стену модуля, требуется достаточно высокая квалификация инсталляторов, в то время как интерактивная панель не требует настройки и калибровки. При работе с панелью мешающей тени нет в принципе. Срок службы профессиональных панелей превышает аналогичный показатель проекторов.

Потребители в развитых странах сегодня предъявляют высокие требования к удобству работы с оборудованием, поэтому интерактивные проекторы практически все сейчас ультракороткофокусные, со свойственными им не только достоинствами, но и недостатками. Найдут ли интерактивные проекторы свое место в образовании – время покажет.

ПО уходит в «облака»

Вторая по важности, на мой взгляд, тенденция, отчетливо проявившаяся на BETT-2015, заключается в том, что ПО «уходит в облака». Все больше производителей предлагает наряду с «коробочным» или устанавливаемым на компьютере пользователя, программное обеспечение, размещенное где-то в интернет и доступное в любой момент времени и из любого места.

Тенденции развития ПО для интерактивной работы

Независимо от того, какое у вас интерактивное оборудование и какого производителя, вы заходите на специальный сайт данного ПО со своим логином-паролем и создаете в этом ПО интерактивный ресурс, используя привычные инструменты – шторки, заливки, эффекты и т.п.. Созданный таким образом файл с интерактивным ресурсом можно сохранить там же в облаке или скачать на свой компьютер, конвертировать в универсальный iwb-формат, в форматы Smart, Hitachi и др., pdf, ppt. Хотя облачное ПО безусловно уступает по набору инструментария лучшему «off-line» программному обеспечению специализированных производителей, таких как например EasiTeach NG и др., оно содержит все основные функции и инструменты, которые наиболее часто используются при создании интерактивных ресурсов, и даже больше – есть различные эффекты типа скрыть-открыть, элементы анимации, объектам можно присвоить действия – т.е. необходимый и достаточный набор для создания полноценных рабочих интерактивных уроков.

Облачные технологии на BETT-2015Облачные технологии на BETT-2015Облачные технологии на BETT-2015

Огромное количество платных и бесплатных специализированных порталов с интерактивными ресурсами в интернете – это само собой разумеющееся. Типичная годовая подписка существует на ученика, на учителя или на школу, стоит 100-400 евро и дает доступ к базе как правило качественно выполненных интерактивных ресурсов с возможностью выбора по классам, предметам, типам ресурсов, с методическими рекомендациями, планами уроков, отзывами педагогов.

Collaboration

Еще одна особенность BETT-2015 – расширение списка ПО и решений для «collaboration» - совместной деятельности, сотрудничества в учебной группе. Если раньше на рынке присутствовал ограниченный набор известных приложений (DisplayNote, Synchroneyes, ..) , то на этой выставке на стенде практически каждого производителя интерактивного оборудования, включая китайских, было представлено какое-то решение, позволяющее педагогам распределять задания, отслеживать их выполнение, объединять учеников проектные группы, выводить экран ноутбука/планшета/смартфона любого ученика на общий экран или интерактивную доску, проводить интерактивный опрос и т.п.

collaboration на BETT-2015collaboration на BETT-2015

Такое решение или, по-нашему, программно-аппаратный комплекс, включает общий интерактивный экран (интерактивная доска или интерактивный проектор или интерактивная панель), планшет педагога и устройства учеников. Про ноутбуки речь уже второй год на BETT не идет – под «устройствами» понимается планшеты или просто телефоны учеников. Концепция, которую обозначают BYOD (Bring - Your - Own - Device – принеси свое собственное устройство) или BYOT ( Bring - Your - Own - Tecnology) в образовании завоевала популярность, множество школ ее использует, тем более что первопроходцами был наработан административный и организационный опыт, выразившийся в создании внутренних документов, регламентирующих все аспекты использования телефонов учеников в образовательном процессе. Очень интересно их почитать, рекомендую, много для нас необычного открывается при чтении этих документов. Найти их несложно, достаточно ввести интересного “BYOD” или “BYOT” в поисковик.

BYODBYOTBYOD на BETT-2015

Экономический эффект такого подхода очевиден, в школах развитых стран телефон-смартфон есть у каждого ребенка, поэтому проблемы дискриминации нет. Как выглядит использование BYOD демонстрировалось на стендах разных экспонентов BETT-2015. Например так: педагог выводит на доску QR-код, ученики «фоткают» его своими телефонами или планшетами, код распознается и запускается collaboration-приложение. Процесс создания рабочей группы занимает всего несколько секунд.

Виртуальные обучающие среды. Learning Platforms

Заметная тенденция – крупные софтверные компании приоритетное внимание уделяют созданию программных средств, интегрирующих все стороны деятельности образовательного учреждения, включая обучающие платформы или виртуальные обучающие среды (learning platform). Задача создания единой информационной + обучающей среды сегодня является одной из самых актуальных и востребованных для школ Великобритании. И среда эта должна быть «Safe. Mobile. Collaborative. Engaging» - Безопасная. Мобильная. Нацеленная на совместную работу. Вовлекающая.

Например, большой как всегда стенд RM Education, где в предыдущие годы была масса интерактивных ресурсов и связанных с ними решений, на BETT-2015 был полностью посвящен этой тематике. «Everything we do is focused on your schoo » - Все, что мы делаем, сфокусировано на вашей школе.

Виртуальные обучающие среды на BETT-2015Виртуальные обучающие среды на BETT-2015Виртуальные обучающие среды на BETT-2015Виртуальные обучающие среды на BETT-2015

Гаджеты везде

Изменения проявились и в комплектации комплексов, которые у нас принято называть мобильными компьютерными классами. Вместо ноутбуков – теперь планшеты. Т.н. «тележки» - устройства для хранения и зарядки, также переориентированы на планшеты. Сделано действительно удобно – никаких разъемов, планшет просто вставляется на полку и автоматически включается подзарядка. Более того, тележка еще и помогает - специальные магниты «втаскивают» планшет и фиксируют его в определенном положении. Так же устроены столики для групповой проектной работы.

Мобильные классы на BETT-2015Мобильные классы на BETT-2015Мобильные классы на BETT-2015

Вообще представляется, что широко распространившиеся в учебных заведениях планшеты, объединенные и организованные специализированным ПО для совместной работы и дополненные привычным интерактивным оборудованием, заметно стимулируют интенсивное развитие новых педагогических методик, основанных на интерактивном взаимодействии в группе учеников между собой. Этот стиль обучения постиндустриальной эпохи, ставший уже привычным в сфере университетского образования, сейчас активно проникает и в школы. Педагогические методики и интерактивное оборудование создают положительную обратную связь, как бы подталкивая друг друга к новым достижениям.

Другое

Появились новые разработки 3D-образовательных ресурсов.

новые разработки 3D-образовательных ресурсовновые разработки 3D-образовательных ресурсовновые разработки 3D-образовательных ресурсов

Особенно сильное впечатление производило 3D-решение на стенде Samsung. Желающий опробовать на себе усаживался ассистентом в уютное кресло, на него надевались специальные очки, после чего человек буквально «пропадал». Выглядело забавно: только что рядом с тобой был вроде бы солидный человек, активно общался, задавал вопросы, а теперь он с отрешенным видом медленно вращает головой вверх-вниз и направо-налево и ни на что не реагирует. Следующему в очереди приходилось расталкивать увлекшегося посетителя банальным тормошением. Далее картина повторялась. Действительно, надев очки, ты обнаруживал себя летящим в корзине, прицепленной к находящемуся сверху над тобой вертолету. Снизу проплывали луга, степи, пробегали стада антилоп, пролетали стаи птиц, ты пересекал потрясающей красоты водопад, вдали открывались сияющие снегами горные вершины. Очень красиво и реалистично, оторваться было невозможно. Пока ты не чувствовал, что тебя кто-то деликатно, но настойчиво тормошит.

Я с удовлетворением отметил, что на выставке стало больше фирм, предлагающих различные «игровые» решения для обучения детей программированию, точнее принципам объектного программирования. Это безусловно важно, поскольку объектный подход сейчас заложен практически во всех языках программирования и понимание основных принципов объектного программирования позволяет детям и лучше понимать как устроены различные «автоматизированные» вещи, и расширяют кругозор и общую техническую эрудицию.

решения для обучения детей программированиюрешения для обучения детей программированиюрешения для обучения детей программированиюрешения для обучения детей программированию

Возможность тут же убедиться, что твоя программа работает, да еще так, как ты задумал – это сильный толчок к развитию и мотивация для углубления и совершенствование своих знаний. Причем, наверное, в любом возрасте. На выставке несколько компаний предлагали таких маленьких «роботов», действия которых можно было «наглядно» запрограммировать, используя как простой набор команд («прямо», «повернуть налево», «стоять», «двигаться», «посигналить встроенным фонариком», «включить сирену» и т.п.), так и алгоритмы ветвления ( «ЕСЛИ наткнулся на бортик, ТО: включить сирену, развернуться»). Мне понравилось.

В сочетании с тем, что основные понятия физики, географии, биологии в европейских школах дети «проходят» в самом любознательном возрасте, в 9--12 лет, в рамках предмета, который там называется Science (Наука) и именно для этой возрастной категории разработано особенно много качественных, сделанных в увлекательной игровой форме, обучающих интерактивных ресурсов, «робо-стиль» изучения программирования хорошо вписывается в учебную программу этой ступени обучения.

 

Несколько удивило то, что на BETT-2015 было мало интерактивных столиков для дошкольников. То ли ведущие производители к столикам немного поостыли, то ли активно взялись за это дело местные производители, выйдя на рынок с достойным оборудованием и конкурентной ценой. Во всяком случае детские столики в приличном исполнении я видел на двух стендах, у Smart и Hanshin.

интерактивные столики для дошкольников на BETT-2015 интерактивные столики для дошкольников на BETT-2015интерактивные столики для дошкольников на BETT-2015интерактивные столики для дошкольников на BETT-2015

Интересные разработки можно было увидеть в сфере дополненной реальности.

В этом обзоре я не буду останавливаться на оборудовании для детей с проблемами развития, скажу лишь, что SEN-зона (SEN – Special Education Needs) на BETT-2015 была, как и в прошлые годы, очень представительной как по занимаемой площади, так и по количеству компаний-экспонетов. Многие из этих компаний постоянные участники BETT. Отрадно, что представляемые на выставке качественные устройства и решения для таких детей стали появляться и у нас в России.

На BETT-2015 было много и другого инновационного оборудования для образовательных учреждений, как и множество интересных встреч.

BETT-2015BETT-2015BETT-2015BETT-2015

BETT-2015BETT-2015BETT-2015BETT-2015

BETT – это не только выставка достижений. Что обсуждают педагоги.

Поскольку такие крупные форумы как BETT - это не только выставка достижений и новаций но и прежде всего – площадка для и дискуссий и обмена опытом, программа каждого дня была насыщена докладами известных в педагогическом сообществе персон, собиравших обширную аудиторию, круглыми столами, мастер-классами, которые шли и в специальных залах и на стендах многих экспонентов - Microsoft, Google, Samsung, HP и др.

BETT-arena

Обсуждение перспектив развития на BETT-2015Обсуждение перспектив развития на BETT-2015Обсуждение перспектив развития на BETT-2015Обсуждение перспектив развития на BETT-2015

 

Не мое дело оценивать выступления корифеев педагогического сообщества, на это есть в нашей образовательной системе соответствующие структуры и специалисты, но общим впечатлением такого полупогруженного наблюдателя я хочу поделиться. Тем более во время поездки обращаешь внимание не только на технические новинки, но и на людей, как они говорят, как думают, - и те кто на стенде, и те, кто посетители, да и просто люди на улице. Ежедневные английские газеты регулярно уделяют вопросам образования заметные площади своих многостраничных изданий.

Не претендуя на истину в конечной инстанции, отмечу следующее.

1. Стремительное развитие информационных технологий и связанное с этим изменение психологических особенностей детей поставили перед мировым педагогическим сообществом беспрецедентные по своей сложности задачи.

- Что делать? - Как учить? Эти острые вопросы рефреном проходят во всех выступлениях педагогов и прениях. Мировое педагогическое сообщество напряженно ищет способы «приручения» технологий, адаптации их в образовательную среду с пользой, или по крайней мере без ущерба, для педагогических целей и задач. Идет интенсивный поиск и разработка методик обучения, основанных на возможностях современных технологий.

2. Кардинально изменились роль и статус ИТ-специалистов в школах.

Из персонала, поддерживающего образовательный процесс, они становятся теми, кто влияет на образовательный процесс и более того – определяет образовательный процесс. Стало невозможным обеспечить соответствующий современным требованиям уровень качества образования, рассматривая ИТ только как hardware, т.е. материальную часть. Становится все более очевидным, что создание полноценной среды обучения – интерактивной, гибкой, можно только аккуратно и компетентно сплавляя педагогический и ИТ-опыт. Не только от педагогов требуется ИТ-компетентность, но и ИТ-лидеры должны быть способны глубоко понимать педагогические задачи и обеспечивать пути их решения.

3. Сложнее становится сама сфера образования – сложнее становится и система управления образованием.

Можно ругаться на засилье в наших школах разных отчетов и контролируемых показателей. Но проблема установления и оценки показателей, отражающих качество обучения, конкретной школы/педагога/ ученика остро стоит не только у нас. В блогах и статьях британские учителя сетуют на возросшее количество отчетных показателей, трудности мотивации детей к учебе, меньше стало времени на outdoor-занятия – (образовательные занятия вне классов, в т.ч. на свежем воздухе), увеличилась учебная нагрузка, усложнилась система показателей и количество отчетов, которые необходимо готовить учителям. Не правда ли, знакомые темы?

Какие изменения могут ждать нас

Возвращаясь к отмеченным изменениям в сфере интерактивного оборудования и интерактивных ресурсов и ПО, могу предположить, что на российском образовании эти тенденции скажутся с особой «спецификой».

Во-первых, стоимость интерактивных панелей даже при снижающихся ценах производителей в фунтах/евро/долларах, все равно заметно выше стоимости комплекта «интерактивная доска + проектор». Кроме того для типичных для наших школ размеров классов размер панели 55 дюймов, и даже 65 дюймов – маловат, а стоимость панелей 70-80 дюймов – уже просто неподъемна.

Скорее всего в условиях сворачивания производителями первого ряда производства интерактивных досок и перевода своих маркетинговых усилий на продвижение панелей, и с учетом произошедшего увеличения валютного курса, для подавляющего большинства российских школ и детских садов доступность интерактивного оборудования резко уменьшится. Желающим модернизироваться придется решать – либо покупать за большие деньги интерактивные панели от ведущих производителей с адекватной методической поддержкой, либо более приемлемые по цене китайские доски, или даже панели, но без коллекций интерактивных ресурсов, без поддержки и обучения педагогов.

Во-вторых, доступность и разнообразие интерактивных ресурсов в интернет-«облаках», это безусловно, здорово, прогресс. Но как реализовать эти преимущества в наших реальных условиях, когда для загрузки интерактивного интернет-ресурса на уроке учителю требуется значительное время, не говоря уже о видео. Да и провайдеры контента стали применять технологии, которые позволяют полноценно работать с ресурсом в онлайн-режиме, но не позволяют его скачать и использовать в оффлайн. Для пользователей, купивших лицензию это значения не имеет, а для нелицензионных – противопиратская мера оказывается вполне действенная. Для наших школ и детсадов проблема усложняется еще и тем, что оплатить доступ к иностранному порталу за средства школы практически нереально, финансовых механизмов не предусмотрено. Остается надеяться, что со временем и наши производители ПО начнут в большом количестве разрабатывать столь же качественные и разнообразные ресурсы, предназначенные для работы с интерактивными досками и панелями.

Выводы:

  1. На рынке интерактивного оборудования произошел резкий переход, лидерство на рынке интерактивного оборудования переходит от интерактивных досок к интерактивным панелям. Ведущие производители сделали ставку на интерактивные панели как приоритетное направление своих инвестиций.
  2. Программное обеспечение для создания интерактивных ресурсов достигло совершенства и вслед за электронными образовательными ресурсами уходит в «облака».
  3. Интегрированные hard+soft комплексы с возможностью работы с любыми ИТ-гаджетами под любой ОС (Windows, IOS, Android) и с развитым функционалом для управления и совместной работы становятся технологической базой обучения «цифрового» поколения детей.
  4. Мировое педагогическое сообщество ведет напряженный поиск эффективных путей использования возможностей ИТ-гаджетов в образовании, адаптации педагогических методик к «цифровому» поколению детей. В связи с этим отмечается резко возросшие роль и статус в школах ИТ-специалистов, которые не только обеспечивают учебный процесс, но теперь и во многом определяют его содержание.

Фотоотчет о выставке BETT-2015 можно посмотреть здесь

Показать все новости
Вернуться на главную

 
Инфологика
Демозал: Москва, ул. А.Дикого, д. 18Б, оф. 113. Тел: (495) 231-48-28, 364-2147
E-mail: presentat@infologics.ru
создание сайта - студия DesArt