Инфологика
на главную
 
(495) 231-48-28
 

Контакты
Отправьте запрос presentat@infologics.ru
Позвоните нам (495) 231-48-28, (495) 364-2147
ICQ консультация ICQ - консультация 192114570

Вернуться к списку статей

Интерактивная доска для начальной школы

М.Н. Приезжая,
специалист компании "Инфологика"

 

Нужно ли для начальной школы приобретать особую интерактивную доску, отличающуюся от тех, что используются в средней? С одной стороны, в младших классах применяют те же доски, что и в старших, и, как правило, трудностей при работе с ними не возникает. С другой стороны, из этого нельзя автоматически заключить, что при использовании любой интерактивной доски учитель достигнет максимального эффекта и что нет особенностей, присущих тем или иным доскам, которые делают их оптимальными именно для начальной школы.

Критерии выбора интерактивной доски

Рассматривая особые критерии выбора доски для начальной школы, мы оставляем за скобками те, которые применимы не только к младшим классам, но и к любой ступени образования.

К общим критериям, например, относится поддержка пользователей, осуществляемая производителем. Интерактивная доска будет намного эффективнее использоваться на уроке, если учитель пройдет обучение работе с ней, получит доступ к разработкам коллег, готовым образовательным ресурсам и т. д. Это важный критерий, который нельзя упускать из вида при выборе интерактивной доски, но он не специфичен для начальной школы.

Нельзя не отметить другой общий критерий, который в начальной школе приобретает особое значение, – безопасность для здоровья. Он подразумевает, в частности, и безопасность материалов, из которых изготовлена доска, и низкую травмоопасность, и уменьшение нагрузки на зрение учеников. Доска для начальной школы должна быть без выступающих частей и острых углов, обязательно с матовой поверхностью, снижающей нагрузку на зрение при работе с проектором, а также изготовленной из экологически чистых материалов без вредных примесей.

Одно из главных специфических требований начальной школы – удобство управления доской. Наибольший эффект достигается, когда ученики активно работают у доски, но при этом они не должны испытывать дискомфорт. Первоклассникам, например, не всегда удобно писать электронными маркерами – у некоторых досок они слишком толстые и тяжелые. Перемещение изображений или букв на доске воспринимается более естественно, если делается не маркером, а рукой. Однако управление пальцем предъявляет дополнительное требование к поверхности доски – она должна быть достаточно гладкой, оставаясь при этом матовой.

Начальная школа ориентирована на будущее, она должна быстрее, чем средняя, реагировать на требования, которые предъявляет современное общество. Школьное образование должно формировать умение работать в команде, способность к совместной деятельности. Естественно, такие навыки закладываются в начальных классах. При этом очевидно противоречие: с одной стороны, внедряются новые методики, ориентированные на совместную работу, с другой – инновационное оборудование, которое предполагает только индивидуальную работу ученика у доски или визуальную поддержку при фронтальной работе с классом. Следовательно, новое оборудование отстает от тенденций развития образования. Для средней школы это не столь критично, но для начальных классов крайне нежелательно.

Современные технологии дают возможность создавать интерактивные доски, с которыми могут работать несколько учеников одновременно. Более того, в последние годы выбор таких устройств стал больше, но в отсутствие устоявшейся терминологии из описаний не всегда понятно в чем разница между ними. Принципиальное различие между многопользовательскими интерактивными досками состоит не в количестве учеников, которые могут работать у доски, а в важной с точки зрения применения интерактивных досок на уроке особенности – позволяет ли она работать одновременно по всей поверхности или только в отдельных рабочих зонах. В последнем случае у доски можно организовать только одновременную, но не совместную работу, например вывести два или три задания разного уровня сложности, чтобы вызвать к доске сразу нескольких учеников.

Возможность одновременной работы нескольких пользователей по всей поверхности не только позволяет организовать совместное выполнение общего задания (например, собрать единое целое из отдельных элементов), но и дает возможность учителю в любой момент вмешаться в работу ученика у доски.

В целом можно сделать вывод, что, хотя в начальной школе допустимо использовать практически любую качественную интерактивную доску, есть и специфические требования, которые следует учитывать для более эффективной работы с интерактивной доской.

Интерактивная доска Elite Panaboard UB-T880

Несмотря на то что еще недавно многие из этих требований казались противоречащими друг другу (например, возможность управления пальцем и распознавание нескольких касаний по всей поверхности), на сегодняшний день по крайней мере один производитель – Panasonic – добился сочетания этих трудно совместимых характеристик. Созданная им интерактивная доска Elite Panaboard UB-T880 воспринимает до трех касаний пальцем одновременно по всей поверхности. Ее прочная матовая поверхность адаптирована для управления пальцем и устойчива к повреждениям и царапинам, а обтекаемые формы корпуса не травмоопасны. Более того, за счет встроенных динамиков она позволяет избавиться от компьютерных колонок, а следовательно, и лишних проводов. Для учителей во всех регионах России проводится бесплатное обучение работе с такими досками, на сайтах поддержки edu.panaboard.ru и elearning.panasonic.ru доступны разработки уроков и готовые интерактивные ресурсы, и существенная их часть предназначена именно для младших классов. Кроме того, в программном обеспечении доски уже содержится большая галерея изображений, включающая наглядные материалы для начальной школы.

 

Оригинал статьи опубликован в журнале
"Управление начальной школой", №2/2011

 

 
Инфологика
Демозал: Москва, ул. А.Дикого, д. 18Б, оф. 113. Тел: (495) 231-48-28, 364-2147,
E-mail: presentat@infologics.ru
создание сайта - студия DesArt