Инфологика
на главную
 
(495) 231-48-28
 

Контакты
Отправьте запрос presentat@infologics.ru
Позвоните нам (495) 231-48-28, (495) 364-2147
ICQ консультация ICQ - консультация 192114570

Вернуться к списку статей

Блеск и нищета"DLP-технологии.
Часть 2

Марат Габдрахманов

Самый главный секрет DLP-технологии - 4-й сектор!

Несколько лет назад, в самый разгар популярности черного текста на белом фоне для офисных компьютерных программ, неизвестный гений придумал 4-й прозрачный сектор и создал 4-секторное колесо, "секретное оружие" современных DLP-проекторов. Суть изобретения - увеличение яркости белого поля путем уменьшения цветовой насыщенности изображения. Такое решение оправдано только для показа простых компьютерных картинок, где цвета носят условный характер.

Сравним классическое 3-секторное и 4-секторное цветные колеса (рис. 1 и 2). Предположим, что вращаются они с одинаковой частотой и пропускание каждого цветного фильтра равно 1/3 от белого света, угловые размеры секторов одинаковы и составляют соответственно 1/3 и 1/4 окружности.

Рассчитаем интенсивность свечения (ИС) пиксела для 3-секторного и 4-секторного колес (в условных единицах):

ИС3 = ВРЕМЯ • Пропускание RGB = 1/3 • 1/3(R) + 1/3 • 1/3(G) + 1/3 • 1/3(B) = 1/3 у.е.

ИС4 = ВРЕМЯ • Пропускание WRGB = 1/4 • 1(W) +1/4 • 1/3(R) + 1/4 • 1/3(G) + 1/4 • 1/3(B) = 1/2 у.е.

Кроме того, оценим свечение пиксела без примеси белого света для 4-секторного колеса:

ИС4 = ВРЕМЯ • Пропускание (W=0)+RGB = 0• 1(W) +1/4 • 1/3(R) + 1/4 • 1/3(G) + 1/4 • 1/3(B) = 1/4 у.е.

Из приведенных формул видно, что только за счет модификации цветного колеса мы получаем прирост светового потока в 1,5 раза, причем не нарушая стандарта ANSI! Происходит это за счет подмешивания белого света к цветному, картинка "разбеливается", уменьшается цветовая насыщенность. Если сравнивать второй и третий расчеты, то видно, что они отличаются в два раза. Для нашего примера, световой поток проектора по формированию "честной" цветной точки будет в два раза ниже, чем при формировании "белесой" точки.

Такие примеры расчетов "на пальцах" я давал на семинарах, проводимых компанией Activision несколько лет назад, и мне всегда хотелось, как бывшему физику-экспериментатору, узнать реальные экспериментальные данные о степени влияния этого 4-го сектора. И я получил их примерно год назад во время массовых тестирований для ряда российских СМИ. Это - первая публикация полученных тогда результатов (более того, насколько я знаю, это первая в мире публикация с численными экспериментальными данными о степени влияния прозрачного сектора на общий световой поток DLP-проектора).

Прежде чем перейти к результатам опытов, напомним, как формируется цветная точка в современных компьютерах. Любой цвет можно создать, комбинируя три основных цвета: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). Интенсивность каждого цвета лежит в диапазоне чисел от 0 (нет сигнала) до 255 (максимальный сигнал). Если мы будем подавать на вход монитора или проектора сигнал с одинаковыми значениями основных цветов (R=G=B), то мы увидим серую точку (см. табл. 1).

Измерение освещенности белого и цветных полей

Эта методика самая простая и легкая, каждый может сам проверить свой проектор. Для этого нужен только люксметр (о том, где его можно купить, читайте на www.r-presentations.ru/dlp), проектор и компьютер. Сначала устанавливаем проектор, подключенный к компьютеру, и крепим люксметр в любой центральной точке экрана. Затем подаем на вход проектора последовательно четыре сигнала: красный 100% (Red=255), зеленый 100% (Green=255), синий 100% (Blue=255) и белый 100% (Red=Green=Blue=255). Сделать это можно с помощью бесплатной программы "DLP-test" (www.r-presentations.ru/dlp) или любой другой аналогичной. Полученное значение освещенности записываем, находим сумму освещенностей первых трех сигналов и сравниваем ее с четвертой.

Допустим, у нас получились такие цифры: красный - 220 лк, зеленый - 928 лк, синий - 98 лк, RGB-сумма (сумма освещенностей основных цветов) - 1246 лк. Если наш проектор был LCD или DLP с цветным колесом без прозрачного сектора, то освещенность белого поля (четвертое измерение) будет не больше RGB-суммы, например 1240 лк. На первый взгляд, у нас получились парадоксальные результаты: RGB-сумма больше значения освещенности белого. Объяснение простое: в момент измерения каждого цвета остальные две ЖК-панели немного пропускают свет, и так происходит трижды. Этот дополнительный свет объясняет превышение RGB-суммы над значением освещенности белого поля.

Самое интересное, когда у нас RGB-сумма меньше, чем освещенность белого поля. Это указывает, как правило, на то, что тестируемый DLP-проектор содержит прозрачный 4-й сектор (см. табл. 2). Чем больше разница между этими значениями, тем более белесое изображение вы видите. Пусть освещенность белого поля равна 2150 лк, тогда (RGB-сумма)/White = 1246/2150•100%= 58%. Реальная картинка такого проектора только на 58% цветная и на 42% "разбавлена белым".

 

4-й сектор в динамике

Во время описанных измерений мы всегда подавали на вход только одно значение, равное 255. Назовем его параметром a, а проделанные четыре измерения - серией измерений с параметром a=255.

Немного усложним наш эксперимент и сделаем много серий измерений во всем диапазоне значений параметра (a: от 0 до 255. Результаты вы видите на графике (рис. 3.1). Приведенный график - реальный и соответствует проектору PLUS U2-1150. Ось X соответствует значению входного параметра, ось Y - освещенности на экране в условных единицах. Заштрихованная область - это вклад 4-го сектора. Видно, что белый свет начинает примешиваться при значениях a>150. Исходя из этого графика, можно сделать вывод, как будет вести себя цветовая насыщенность изображения (рис. 3.2) и СП (рис. 3.3) типичного современного DLP-проектора 1-го класса.

"Кардиограмма" DLP-проектора

Для детального изучения параметров DLP-проектора я собрал простейшую самодельную схему (рис. 4). Я использовал проектор с компьютером, быстродействующий фотоприемник и осциллограф-приставку к компьютеру. С помощью этой схемы я определил частоту вращения колеса, угловые размеры каждого сектора, взаимное расположение цветов на цветном колесе (рис. 5 и 6). В общем, увидел, как работает "сердце" DLP-проектора (рис. 7-10, табл. 3) .

Теперь алгоритм работы 4-го сектора стал очевиден. Существует некоторый граничный уровень сигнала (L), который должен превысить и красный, и зеленый, и синий сигналы. Для проектора PLUS U2-1150 этот уровень равен примерно 150. Если уровень входного сигнала хотя бы одного цвета меньше L, 4-й сектор неактивен. Если уровни превышают L, происходит подмешивание белого света прямо пропорционально минимальному значению цвета из входного набора сигналов таким образом, что если min=L, то подмешивание составит 0%, если min=255, подмешивание белого света - 100%. Коротко это можно записать так:

L - уровень включения 4-го сектора

(R>L) AND (G>L) AND (B>L).

Время свечения 4-го сектора = {1 - [255 - Min (R,G,B) ] / (255 - L)} • 100%.

Рассмотрим несколько примеров для проектора с L=155 (максимальная разница 255 - 155=100) (см. табл. 4).

Благодаря такому простому алгоритму подмешивание белого света происходит только на светлых участках изображения, что практически незаметно для глаз.


Обман 1- и 2-го рода

Как показала практика тестирования, все производители завышают значения светового потока проекторов. Мы детально рассмотрим это в специальной статье в одном из будущих номеров, сейчас я хотел бы ограничиться только практическими выводами.

1. "Обман 1-го рода" имеет место для проекторов всех технологий, реальный средний световой поток проектора равен примерно 70% рекламируемого.

2. "Обман 2-го рода" характерен только для DLP-проекторов с 4-м сектором. "Честный" световой поток без примеси белого обычно равен 35-50% реально измеренного по методике ANSI (DLP-проекторы 2-го класса не содержат 4-й сектор).

3. Другими словами, реальный средний световой поток проектора по цветному изображению для подавляющего большинства DLP-проекторов 1-го класса равен 28-45% рекламируемого (и это с новой лампой, табл. 5).

Из табл. 5 видно, что у реальных проекторов "вклад" белого сектора близок к приведенному в начале статьи примеру и равен 40-50% общего СП, хотя угловой размер белого сектора меньше 90¦ и равен 50-65¦. Этот результат можно объяснить тем, что, во-первых, реальный вклад каждого цвета в суммарную яркость различен вследствие спектральной чувствительности зрения человека (спектральная чувствительность люксметра совпадает с чувствительностью зрения). Во-вторых, цветные фильтры вырезают узкую часть спектра и воздействие вырезанных цветных участков меньше 100%. Например, если предположить, что для проектора PLUS U2-1150 пропускание W сектора равно 100%, то тогда пропускание цветных секторов будет равно: R=13%, G=62%, B=2%, а сумма цветных участков - 77% .

После 50-100 ч эксплуатации лампы световой поток снизится еще (как быстро и насколько низко может упасть световой поток проектора в результате износа лампы, вы сможете узнать в одном из следующих номеров).

DLP-люмены

Наряду с ANSI-лм можно ввести новые понятия: DLP-лм - рекламируемый световой поток DLP-проектора и LCD-лм - рекламируемый световой поток LCD-проектора.

Для простоты можно считать, что

1 LCD-лм = 2 DLP-лм

т. е. для получения одинакового насыщенного цветного изображения LCD-проектор с рекламируемым световым потоком 1000 ANSI-лм будет примерно соответствовать DLP-проектору с рекламируемым световым потоком в два раза большим - 2000 ANSI-лм.

В дополнение к сказанному рассмотрим еще ряд мелких недостатков DLP-технологии.

Мерцание или яркостный шум

"Эффект следующий: кажется, будто движущийся объект перетекает (на матрицах с меньшим разрешением - "пересыпается") сам в себя. Иногда кажется, что перед экраном роятся мелкие прозрачные насекомые" (Журавлев А., Фрунджян А. Кинопробы: часть вторая. Эра DVD, апрель-май 2003). Это явление может быть вызвано разными причинами. Короткие цветные импульсы при формировании темных цветов и дополнительные яркие вспышки белого света при формировании ярких цветов вполне могут выглядеть как мерцающие звезды или прозрачные насекомые. К таким же эффектам могут привести переходные колебательные процессы в момент переключения зеркала. Эти процессы отчетливо наблюдаются на осциллограммах.

 

Дрожание изображения

Если внимательно присмотреться к изображению от DLP-проектора, то, как правило, оно всегда немного дрожит. Это связано вероятнее всего с оптическими и геометрическими неоднородностями цветного колеса, которые мы наблюдаем на экране.

Нестабильность параметров

Некоторые модели современных DLP-проекторов показывают иногда просто фантастические результаты. Например, один DLP-проектор, новинка середины 2002 г., продемонстрировал реальную контрастность по шахматному полю Кшп=30. Естественно, эти данные не были опубликованы. Редакция, получив от нас такие данные тестирования, была вынуждена ограничиться в публикации только субъективными тестами.

NTSC, PAL, SECAM

При общих равных условиях большинство DLP-проекторов скорее всего лучше будут показывать видео-сигналы в NTSC-формате, так как его кадровая частота 60 Гц кратна частоте вращения 120 Гц цветного колеса подавляющего большинства современных проекторов. Редкие исключения, например проектор Sharp Z-9000, у которого частота вращения колеса равна 150 Гц, должны лучше показывать видео в стандартах PAL и SECAM, более популярных в России и кратных 50 Гц.

Советы и напутствия

1. Покупка проектора

Не удивляйтесь неосведомленности продавцов проекторов, особенно если это происходит в компьютерной или многопрофильной фирме. Не верьте им на слово, часто они сами не знают или не понимают, что говорят и что продают.

Если в рекламе изготовителя или описании проектора прямо не написано об отсутствии 4-го сектора, значит он есть. Как правило, он есть во всех проекторах 1-го класса.

Помните, что реальный световой поток по цветному полю DLP-проекторов с новой лампой в среднем составляет 28-45% рекламируемого и 70% по белому полю.

Если у вас есть DLP-проектор, рекомендую чаще использовать для оформления презентаций 100%-ный белый и 100%-ный черный цвета и периодически давать отдых глазам слушателей во время таких презентаций, подавая на экран черный фон. При показе отчетов используйте жирный шрифт крупных кеглей, воздержитесь от применения тонких цветных линий толщиной в 1 пиксел.

2. Проектор для домашнего кино

Перед покупкой посмотрите фильм в демонстрационном зале продавца на понравившемся проекторе. Уделите этому не менее часа, лучше посмотрите фильм полностью. Если у вас появились неприятные ощущения в голове или глазах, не покупайте такой проектор. Это не тесная обувь, которую можно разносить. Про привыкание к эффекту "радуги" мне ничего не известно. Скорее, головные боли будут только усиливаться.

3. Проектор и дети

Не рекомендую использовать DLP-проекторы в дошкольных и школьных заведениях без специального медицинского заключения Российской академии медицинских наук (РАМН).

4. Коллективные средства отображения информации, требующие напряжения зрения

Сюда я отношу ситуационные центры, диспетчерские, пункты наблюдений и т. д. Если оператор смотрит на экран не просто как зритель, а вынужден разглядывать мелкие детали на нем, проверка такого оборудования на эргономические параметры просто необходима. Для подобных приложений, на мой взгляд, одночиповые DLP-проекторы, DLP- кубы и видеостены нуждаются в дополнительном медицинском тестировании.


Рис. 8.1. R=G=B=0(PLUS U2 -1150)

Рис. 8.2. R=255, G=B=0 (PLUS U2 -1150)
   

Рис. 8.3. G=255, R=B=0(PLUS U2 -1150)

Рис. 8.4. R=0, G=B=255 (PLUS U2 -1150)
   

Рис. 8.5. R=G=B=255 (PLUS U2 -1150)

Рис. 8.6. R=G=B=140 (PLUS U2 -1150)
   

Рис. 8.7. R=G=B=150 (PLUS U2 -1150)

Рис. 8.8. R=G=B=160 (PLUS U2 -1150)
   

Рис. 8.10. R=G=B=180 (PLUS U2 -1150)

Рис. 8.11. R=180, G=B=255 (PLUS U2 -1150)
   

Рис. 9. R=G=B=255
(DLP-проектор Sharp Z-9000, 150Гц)

Рис. 10.1. R=G=B=255
(LCD-проектор Sharp XG-NV2 )
   

Рис. 10.2. R=255, G=B=0
(LCD-проектор Sharp XG-NV2)

Рис. 10.3. R=64, G=128, B=160
(LCD-проектор Sharp XG-NV2)
   


Заключение

В командировках, когда я смотрю изображение от DLP-проекторов 3-го класса, я прихожу в восторг от человеческой гениальности и невероятного качества изображения.


Когда я смотрю фильмы на DLP-проекторе 2-го класса, мне нравится изображение, но я испытываю беспокойство, особенно если рядом мои дети. Я ничего не чувствую, это правда. Я просто знаю, что человек также не ощущает радиацию, и боюсь долгосрочных последствий.


Неработающие DLP-проекторы 1-го класса мне очень нравятся по дизайну, размеру и массе. Но когда я вижу их в работе, мне хочется их выключить или уйти, хотя одновременно при этом я, как физик, очень завидую этому неизвестному мне инженеру, который придумал 4-й сектор, и сумел поднять световой поток проекторов в два раза, не нарушая стандарта ANSI! Дай бог ему здоровья, и надеюсь, он стал мультимиллионером.

Я понимаю, что моя статья получилась критической, но думаю, что одна критическая статья на фоне тысячи хвалебных - это не очень много. Может, она несколько отрезвит наших читателей и лишний раз убедит их в том, что не бывает идеальных технологий и приборов, просто некоторые их недостатки тщательно скрываются.

 

DLP-ТЕХНОЛОГИЯ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Миф ПЕРВЫЙ

Все DLP-проекторы очень хорошо воспроизводят видео, именно поэтому DLP-технология и положена в основу современного цифрового кинематографа.


Реальность

Вторая часть утверждения верна, но только для проекторов 3-го класса. Неправильно понимать под цифровым кинематографом DLP-проектор 2-го класса, работающий от DVD-плейера. Тем более нельзя переносить великолепное качество проекторов 3-го класса, работающих от специальных источников высокого разрешения, на проекторы 1-го класса, многие из которых показывают видео хуже, чем устройства, выполненные на основе других технологий.


Причина мифа

Перенос характеристик проекторов 3-го класса на проекторы 2-го и 1-го классов. Действительно, все DLP-проекторы выполнены на основе одной технологии, но качество показа в зависимости от класса аппарата весьма различно.

Миф ВТОРОЙ

Только DLP- проекторы имеют малые зазоры между пикселами и обеспечивают "гладкое" изображение без сетки.

Реальность

LCOS-проекторы имеют зазоры еще меньше между пикселами, а CRT-проекторы вообще не имеют пикселов и соответственно зазоров. Что касается LCD-проекторов, то их зазоры сильно преувеличены. Подавляющее большинство зрителей при правильном расстоянии от экрана не увидят зазоров между пикселами для любого типа проектора с реальным разрешением SVGA (800х600) и тем более XGA. Указанное преимущество DLP-проекторы имели много лет назад, когда основное разрешение проекторов было VGA (640х480). Но с тех пор производители LCD-матриц значительно уменьшили зазоры между пикселами, основное разрешение проекторов сейчас XGA (1024х768) и появились реальные LCOS-проекторы, которые превосходят по этому параметру DLP-проекторы.

Причина мифа

Инерция мышления и старые рекламные картинки фирмы TI, на которых сравниваются изображения, полученные с помощью LCD- и DLP-проекторов. Эта реклама размещена на фирменном сайте www.dlp.com и официально разрешена для использования в публикациях. Фотографии с неизменными попугайчиком и белым медведем я вижу в разных изданиях уже более пяти лет, и каждый раз мне хочется воскликнуть: "Ребята, опомнитесь! Ведь технологии не стоят на месте!"

Миф ТРЕТИЙ

По сравнению с LCD-аппаратами DLP-проекторы дают более резкое изображение, так как у них нет несведения лучей от трех панелей.

Реальность

Действительно, все современные LCD-проекторы содержат три матрицы и имеют проблемы с их сведением. Тем не менее принято считать, что DLP-проекторы дают более "мягкое" изображение. "LCD-проекторы обеспечивают более резкое изображение, чем DLP-проекторы такого же разрешения. Эта разница более существенна для презентаций с большим количеством цифр и таблиц, чем для видео. Нельзя сказать, что DLP-проекторы показывают нерезко: когда вы смотрите на изображение от DLP-проектора, оно выглядит вполне резким. Но вы замечаете этот эффект, когда сравниваете соседние изображения от DLP- и LCD-проекторов. Обычно изображение от LCD-проектора выглядит более резким" (Ивен Пауэл. Великая война технологий : LCD против DLP.) .

В мировой литературе нет объяснения этому феномену, поэтому выскажу свои предположения. Причин может быть несколько.

Первая - "дифракция на зеркале". Размеры микрозеркала больше длины света всего в 20-30 раз. При таких размерах зеркала нельзя полностью пренебрегать дифракцией, т. е. рассеянием света на микрозеркале и его краях. Дифракция приводит к появлению слабого цветного ореола вокруг микрозеркала, что внешне выглядит как нерезкость. Если это так, то дефект неустраним.

Вторая - низкое качество оптики. Реальных производителей оптико-механических блоков для DLP-проекторов в мире немного. Такой блок представляет собой DMD-чип, базовую электронику и всю оптику. Возможно, качество такой оптики не очень хорошее из-за ценовых соображений. Если это так, то дефект устраним.

Третья - последствие самого принципа одночиповых DLP-проекторов. Темные линии, но не абсолютно черные, очень сложно показать на DLP-проекторе. Это все равно, что ночное небо в степи для близорукого человека. Оно кажется светлым, но стоит надеть очки и сразу видишь отдельные точки (звезды) на глубоком черном фоне. Так и здесь. DLP-проектор показывает темно-серую или темную цветную точку как последовательность от 1 до 3 цветных коротких вспышек длительностью несколько микросекунд. Вероятно, такие короткие вспышки головной мозг человека воспринимает как размытую точку, а не как четкий квадратик. Если это так, то дефект неустраним.

Причина мифа

Преувеличение проблемы несведения панелей LCD-проекторов, Этим недостатком "грешили" первые модели трехпанельных проекторов несколько лет назад. Современная технология производства LCD-проекторов настолько отработана, что проблема несведения реально слабо влияет на общую резкость изображения, и как мы видим, большую роль начинают играть другие факторы.

Миф ЧЕТВЕРТЫЙ

DLP-проекторы лучше остальных проекторов, так как используют самую современную технологию.

Реальность

Во-первых, DLP-технология не самая новая на данный момент. Во-вторых, новейшие технологии не всегда гарантируют потребителю безукоризненное качество товаров. Так, технологически новейший LCOS-проектор по итогам тестирования для СМИ ("Потребитель Видео-Аудио") в 2002г. показал самый плохой результат. В-третьих, новейшие достижения DLP-технологии не используются в проекторах 1-го класса из-за высокой цены. В-четвертых, судя по результатам тестирования реальные достижения DLP-проекторов достаточно скромны.

Причина мифа

Нет прямой связи с технологией и приборами, изготовленными на ее основе. Как правило, продукты на основе новых технологий имеют много "детских" болезней, а "старые" продукты со временем достигают пика своей формы.

Миф ПЯТЫЙ

Качество DLP-проекторов постоянно растет, так как растет качество DMD-микросхем.

Реальность

Качество DMD-микросхем улучшается непрерывно с момента создания первой микросхемы, это верно. Но качество проекторов не поспевает за ними. Для того чтобы проявилось новое качество формирователя изображения, необходимо новое качество блока электроники по обработке входных сигналов, оптики и т. д. И это при том, что розничные цены на проекторы 1-го класса упали до $999, а США, и вместе с ней фирма TI переживают затяжной экономический кризис. Есть стойкое ощущение, что качество других компонентов не соответствует уровню развития DMD-чипов. И возможно, никогда не будут соответствовать, так как это обойдется слишком дорого.

Причина мифа

Непонимание того факта, что правильный проектор - это гармоничное сочетание нескольких узлов. Улучшение характеристик только одного узла без усовершенствования остальных не приводит к заметному повышению качества прибора в целом.

Миф ШЕСТОЙ

DLP - технология постепенно победит все остальные технологии.

Реальность

Никогда одна технология не могла сразу победить все остальные. Такого еще не было в истории науки и техники. Ведь, например, о преимуществах электрических и водородных автомобилей над обычными говорят и пишут уже много лет. Причем все единодушно признают превосходство первых. Но технологии - это только технологии, а рыночные условия и реальные товары - совсем другое дело. Очевидно, что область применения DLP - приборов будет расширяться, но и старые технологии вряд ли будут стоять на месте, а еще наверняка появятся и более прогрессивные технологии.

Причина мифа

Ошибочная вера в безусловную победу новых технологий. Технологии побеждают через свои продукты, они не могут победить в чистом виде. А реальные продукты, кроме того, что они изготовлены по современной технологии, должны обладать определенным набором потребительских свойств и привлекательной ценой. История свидетельствует, что даже идеальные технологии никогда не могли сразу и окончательно победить своих конкурентов. А DLP - технология далеко не идеальна. Окончание статьи вы сможете прочитать в следующем номере журнала. Вы узнаете, что такое 4-й сектор и как он влияет на световой поток проектора. Впервые будут опубликованы экспериментальные данные о степени влияния этого сектора на световой поток. Будут приведены полезные советы покупателям и пользователям DLP - проекторов и еще много полезной информации.

Миф СЕДЬМОЙ

Массовые DLP-проекторы (1-го класса) имеют более высокую контрастность, чем другие проекторы, так как это определяется технологией.

Реальность

Контрастность проектора, как любого сложного оптико-механического прибора, зависит от очень многих факторов. Основные из них - это характеристики формирователя изображения (DMD-чип или LCD-матрица), электронных цепей и качество оптических элементов (зеркала и объектива). При общих равных условиях DLP-технология в лучших своих изделиях обеспечивает более высокую контрастность. Но это не относится к большинству массовых проекторов. Тестирование однозначно показывает, что реальная средняя контрастность DLP-проекторов, измеренная по методике ANSI, не превышает реальную среднюю контрастность LCD-проекторов. Более того, не наблюдается сильного прогресса в реальном увеличении контрастности DLP-проекторов за последние годы, хотя при этом контрастность DMD-чипов сильно возросла.

Но самое интересное не в этом, а в том, что вполне достаточно иметь контрастность по шахматному полю (КШП), равную 100 для любых проекторов, рассчитанных для бизнес-приложений, т. е. для показа изображения при внешнем свете. Для таких случаев важнее покупать не более контрастный проектор, а обеспечить малую засветку экрана. Общемировая практика свидетельствует: изображение выглядит очень хорошо, если имеет реальную контрастность с учетом засветки 10:1.

Причина мифа

Проецирование контрастности только DMD-чипа на устройство в целом. Это все равно, что утверждать, будто один трактор лучше другого, потому что у него спидометр размечен до 300 км/ч, а не 100 км/ч, хотя фактически оба трактора быстрее 30 км/ч ездить не могут.

Недопонимание того факта, что КШП выше 100 вообще бессмысленно для таких проекторов, или сознательное подчеркивание характеристик, вообще не нужных пользователю. Примерно как яркость современных телевизоров - можно построить рекламную кампанию на том, что наш телевизор лучше, потому что он ярче, хотя яркость остальных телевизоров вполне достаточна для просмотра.

Миф ВОСЬМОЙ

DLP-проекторы показывают более естественно, краски более натуральные и не такие яркие, как у LCD-проекторов.

Реальность

Качество видео у DLP-проекторов 3-го класса несоизмеримо выше, чем у массовых проекторов. Качество видео DLP-проекторов 2-го класса выше, чем у массовых проекторов, но сопоставимо с LCD-проекторами для домашнего кинотеатра и хуже, чем у CRT-проекторов. Что касается сравнения качества видео у DLP-проекторов 1-го класса, то, на мой взгляд, оно заметно уступает качеству видео LCD-проекторов. Многие авторы статей принимают недостаток технологии за ее достоинство. Массовые DLP-проекторы показывают более бледное изображение из-за его низкой цветовой насыщенности, так как все они имеют 4-й сектор и тщательно скрывают этот постыдный факт (о чем не пишут в рекламных листовках и руководстве пользователя). Более яркие и насыщенные цвета LCD-проекторов очень даже могут пригодиться при показе компьютерных слайдов, а в случае видео можно убавить насыщенность цветов и запомнить эти настройки в ячейке памяти. Кроме того, некоторые любят картинку поярче и поконтрастнее.

Российский специалист в области электроники и акустики Александр Клячин считает: "Еще несколько лет назад микрозеркальные (DPL) проекторы считались единственным классом устройств, в котором можно было найти аппараты, сочетавшие достойное качество изображения с приемлемыми габаритами, простотой установки и эксплуатации... Но производители самых недорогих жидкокристаллических (LCD) аппаратов вовсе не хотели оставаться на задворках рынка. Они славно потрудились и создали новые модельные ряды проекторов с различной яркостью и разрешением. Представители последнего поколения ЖК-проекторов вплотную приблизились по качеству изображения к "микрозеркалкам" и "откусили" у них часть рынка элитных домашних кинотеатров. Я, например, установил в своей домашней системе жидкокристаллический аппарат вместо микрозеркального и почти не проиграл по качеству картинки, зато как сэкономил! Еще несколько лет назад это было бы невозможно". (Клячин А. Неочевидное-вероятное. TOTAL DVD, ¦ 7(28) июль 2003).

Причина мифа

Распространенные аналогии с телевизорами: "Телевизоры Sony показывают более бледно, чем корейские, и это круто". Но телевизоры Sony могут показывать и ярче, и насыщеннее, в отличие от DLP-проекторов. А более низкая цветовая насыщенность DLP-проекторов обусловлена наличием 4-го сектора и является сильным недостатком технологии.

Миф ДЕВЯТЫЙ

DLP-проекторы легче и меньше, чем другие проекторы, и имеют сопоставимые световой поток и цену.

Реальность

Это общепринятое мнение, с которым трудно, но можно поспорить. Напомним, что благодаря 4-му сектору световой поток большинства DLP-проекторов по сравнению с LCD-проекторами завышен в два раза. Сравнение моделей обычно происходит по рекламируемым показателям, а не по фактическим. Это означает, что если сопоставить массогабаритные показатели с реальными световыми потоками, то DLP-проекторы не будут и здесь иметь никаких преимуществ. DLP-проекторы не так малы и легки, как может показаться на первый взгляд.

Аналогичные рассуждения можно привести для светового потока и цены. Реальный световой поток проекторов завышен и, следовательно, завышена цена - проекторы очень дороги для своего реального светового потока.

Причина мифа

Сопоставляются заявляемые завышенные световые потоки и массогабаритные параметры. При "честном" сопоставлении ситуация не так очевидна.

Открытое обращение автора к государственным органам России
к органам здравоохранения

Считаю целесообразным провести специальное исследование безопасности DLP-проекторов и их влияния на здоровье человека, разработать нормативы на использование таких проекторов для взрослых и детей.

К органам дошкольного и школьного образования

Считаю, что без медицинской экспертизы не стоит работать с DLP-проекторами в дошкольных и школьных учреждениях, рекомендую использование уже имеющихся DLP-проекторов свести к минимуму.

 
Инфологика
Демозал: Москва, ул. А.Дикого, д. 18Б, оф. 113. Тел: (495) 231-48-28, 364-2147,
E-mail: presentat@infologics.ru
создание сайта - студия DesArt